| 
 Работая в коллективе, наверняка многие сталкивались с неоправданными придирками, бестактными вопросами, колкостями, "доброжелательными" замечаниями какой-нибудь принципиальной особы. 
А возможно шеф периодически смотрел на вас так, как только Ленин мог смотреть на буржуазию. Грамотная оборона, в таком случае, была бы не лишней. Пусть "нападающие"считают ваши достойные ответы чистой воды экспромтами.  Но на самом деле- это будет результатом блестящего владения приемами моральной(словесной)защиты.  Прием первый: Вопросная "подсечка"  Например вам задали бестактный вопрос и вы начинаете в ответ что-то фантазировать или вполне справедливо возмущаетесь. Действуя подобным образом вы окажетесь не в выигрышном положении.  Гораздо эффективнее будет "забросать" собеседника уточняющими вопросами: "Что вы имеете ввиду?" или "О чем конкретно вы говорите?" Озадачив таким образом противника, вы сразу же попадаете из позиции ответчика в позицию нападающего.  Только не теряйте спокойствие, спрашивайте его так, будто просто уточняете детали. Кто же теперь в моральном нокауте?  Прием второй: Перефразный "захват"  Обычно злорадные колкости пронзают человеческую натуру по самое "не могу" и в такие минуты мысли о достойном ответе противнику утопают в море гнева и слез. Держите оборону и не падайте духом! Просто повторите вопрос или перефразируйте реплику критикана в выгодном для вас контексте. Это обязательно заставит оппонента "поднять лапки" от беспомощности. Ведь он не станет возражать идеологически правильным словам, так неожиданно и бесцеремонно вставленным в его собственные фразы.  Прием третий: Условная уступка  Сколько раз вам приходилось сталкиваться с незаслуженными "профилактическими" замечаниями шефа? Будь шеф хоть тысячу раз прав не забываем держать оборону. Не будем с ним спорить. С видом невинного ягненка согласимся с его замечаниями (даже с необоснованными).
  
  
  
Но! Сразу же тактично предложим ему свою точку зрения на проблему. Например:"Вы затронули очень важный вопрос, но давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны..." или: "Вы, конечно правы, но я располагаю другими фактами..."  Своим псевдосогласием мы умиротворим критикана и заставим выслушать наши защитные аргументы и факты.  Прием четвертый: Положительный переворот  Вспомним слова Ларошфуко: "Иные недостатки, если ими умело пользоваться, сверкают ярче любых достоинств". Примем их за руководство к действию.  Любой укор в наш адрес пробуем перевести в комплимент, при этом не забывая напомнить обидчику ситуацию, в которой наш недостаток был как нельзя кстати. Например, если вам говорят, что вы :  •упрямая - нет, вы настойчивая и целенаправленная,  •вспыльчивая - нет, вы полная энергии и решимости,  •неуверенная - нет, вы привыкли просчитать и обдумать каждый шаг,  •скандальная - нет, вы просто не привыкли скрывать свое видение ситуации и другим не позволяете лицемерить,  •неотзывчивая - нет, вы просто держите свои эмоции под контролем,  •циничная - нет , вы трезво и адекватно реагируете на ситуацию,  •придирчивая - нет, вы настоящая перфекционистка и привыкли качественно выполнять свою работу.   Какой бы прием защиты вы не выбрали, постарайтесь не уподобляться оскорбившему вас противнику и проявлять агрессию. Как тут не вспомнить слова из фильма о знаменитом Мюнхгаузене: "Умное лицо- это еще не признак ума. Все глупости в мире совершаются именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!"  Быть может, у вас получиться отбить очередную словесную атаку одной лишь доброжелательной улыбкой?... 
  
 
 |